В июльском номере журнала
"За рулем" была проведена независимая экспертиза присадок для топлива,
повышающих октановое число бензинов, так называемых
«Октан-корректоров». Целью испытаний было выяснение влияния присадок на
разные виды бензина, определения возможных побочных эффектов в случае
перелива или недолива присадки, а также наличие металлосодержащих
отложений после их использования. В тесте участвовало 12 различных
производителей присадок из России, Германии, Франции и США. Средству
OCTANE PLUS от LIQUI MOLY по результатам экспертизы присвоено 1-е место!
БЕЛОЕ СУХОЕ И КРАСНОЕ ПОЛУСЛАДКОЕ
Детонация
– это киллер для мотора: бьет точно, сильно и без всякой жалости к
поршням и клапанам. А если прохватить с ней километров двести? Никакой
самый умный впрыск с компьютерами не спасет – реальный диапазон
коррекции зажигания по сигналам датчиков детонации всегда ограничен.
Какая уж там рыбалка – срочно ищем присадку! Правда, предыдущий тест
(ЗР, 2005, № 8) не давал повода к оптимизму – но может, за два года
что-то изменилось? Ответить должны были 12 красивых бутылочек,
продаваемых как «Октан-корректор» (или нечто подобное). Их, как всегда,
мы закупили в крупных столичных автомагазинах. Чтение
инструкции к присадкам требует особого эмоционального состояния – тут
уже не в бензобак, а рюмочку себе налить захочется. На какой, к
примеру, бензин рассчитаны рекомендованные концентрации присадок?
Неизвестно! Как быть, если не знаешь точно, сколько топлива в баке?
Непонятно! Не опасна ли передозировка? А пес ее знает. Не ударят ли эти
присадки по свечам и датчикам, не дадут ли каких нежелательных
отложений? Молчание! Что будет, если бензин с присадкой оставить в
неподвижной машине на пару недель? Трудно сказать. Ладно, проверим все
сами. Когда
октан-корректоры разлили по стеклянным стаканчикам, обстановка сразу
напомнила дегустацию вин. Какие цвета – от кристальной прозрачности
хорошо очищенной водочки до насыщенного ярко-рубинового! «Икебану»
решительно портил только запах – отдавало и керосином, и каким-то
мерзким спиртом, и еще чем-то очень неаппетитным. Отметим сразу, что
«дегустаторы» дополнительно смешали каждую присадку с бензином, дабы
убедиться, происходит или нет расслоение. Через две недели проверили –
все нормально. Так
какие же рекомендуются концентрации? Разброс – сумасшедший: от сотых
долей процента у Hi-Gear c ER до почти процента у Gunk. Это, как и
различные цвета составов, конечно же, объясняется отличиями в методах
повышения октанового числа, о которых мы писали раньше.
НЕДОЛИВ ИЛИ ПЕРЕЛИВ?
Попробуем
ответить на свои же вопросы – как влияют октан-корректоры на разные
бензины и что произойдет, если недолить или перелить снадобья?
Испытания проводили на двух «отстойных» бензинах – А-95, у которого ОЧИ
не дотягивало даже до 94, а также на А-92 – с ОЧИ аж 87. Справедливости
ради отметим, что такие удалось найти лишь за городом, на уходящей в
прошлое контейнерной заправке. Затем подготовили по три пробы бензинов
– с половинной, удвоенной и с той самой, рекомендованной концентрацией
препарата. И – сразу на установку (УИТ): для каждой пробы определили
как исследовательское, так и моторное октановое число. Результаты – в
таблице, смотрите и удивляйтесь!
КАК САМОЧУВСТВИЕ?
Эффективность
работы корректоров оказалась неодинаковой для разных топлив. Для
бензина А-95 успехи даже самых «продвинутых» препаратов ограничились
десятыми долями прироста ОЧ. А вот для плохонького А-92, больше
смахивающего на «бодягу из прямогонки», эффективность при добавлении
некоторых составов резко возросла – аж до нескольких единиц! Это
более-менее понятно: плохое улучшать проще – с подобным сталкиваются
все специалисты, занимающиеся химизацией топлив. В
зависимости от концентрации присадки разделились на три группы. Для
первой характерен рост эффективности работы с увеличением концентрации.
Это типично, в частности, для так называемого смесевого принципа
октаноповышения, когда базовый бензин мешают с высокооктановым
углеводородным компонентом. Впрочем, и металлы в определенном диапазоне
концентраций ведут себя так же. А вот у второй группы наблюдается некий
оптимум содержания присадки, при котором ее эффективность максимальна.
Передозировка же оборачивается снижением октанового числа! Такое
поведение, похожее на насыщение, характерно для высоких концентраций
металлосодержащих антидетонаторов. Присадки
третьей группы (в основном тех, в чьих инструкциях указаны очень малые
концентрации) практически ничего не дали! Что ж, химию не обманешь: на
сотых долях процента могут работать только металлы, а скорее даже –
запрещенный во всем мире тетраэтилсвинец! В подкапотной химии для
подобных составов есть отдельный термин – «кондиционеры топлива». Они
несколько улучшают его моторные свойства – скорость сгорания, например,
но не обладают выраженным октаноповышающим действием в общепринятом
понятии. Но все это показала модельная установка, а что скажет натурный двигатель?
ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ
Заливаем
«нехороший» А-92 с рекомендованным содержанием каждого октан-корректора
в бак реального мотора. Задача – посмотреть, насколько сдвинется порог
детонации на различных оборотах. Понятно, что для каждого мотора этот
порог индивидуален, но для сопоставления препаратов такие результаты
вполне показательны. Кроме того, поскольку многие составы «заподозрены»
в использовании металлов, надо оценить отложения после их
использования. Поэтому каждый эксперимент проводился на новом комплекте
свечей. Результаты – тоже в таблице. Любопытно,
что живой мотор оказался более «добрым» экзаменатором, нежели УИТ! В
принципе, это понятно: ведь на детонацию влияет не только октановое
число, но и, к примеру, скорость сгорания. И если корректор способен
повысить эту скорость, порог детонации тоже сдвигается. Кроме того,
известно, что температуры в камере сгорания зависят от количества
отложений и нагара на стенках. А почти все препараты, судя по рекламе,
обладают также моющим эффектом! Отложения удаляются – порог детонации
смещается в зону более высоких нагрузок. Металлосодержащие
отложения удалось обнаружить, по крайней мере, в половине присадок.
Цвета – очень разные: от ярко-красных после «Астрохима» до светлых
серовато-коричневых после Hi-Gear Super Octan Corrector и Luqui Moly.
Плохо это или хорошо? Однозначно – плохо. Но на практике это означает,
что надо строго следить за концентрацией этих присадок и не
использовать их постоянно. Это – сильнодействующие лекарства: наш опыт
показал, что именно они наиболее эффективно спасают мотор от детонации.
А вот другая группа препаратов, отложений не дающая, эффективность
имеет несколько меньшую. Зато безопасно! Они – как гомеопатия или
витамины для мотора.